Позиция Казахстана в отношении легализации справок о резидентстве России и некоторых других стран
Приводим дословно Письмо НК МФ РК № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17 от 08.01.2014 г. в адрес Ассоциации налогоплательщиков Казахстана.
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваши письма от 30.07.2013 г. № 364-07/13 и от 3.09.2013 г. № 428-09/13, сообщает следующее.
В соответствии со статьями 212, 212-1, 212-2, 213, 214, 215 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) имеет право самостоятельно применить освобождение или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором, при условии, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 219 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.
Если иное не установлено данным пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 данной статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При этом резидент иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - Гаагская конвенция), вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской конвенции.
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст.4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Согласно статье 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В свою очередь, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами в г. Кишинев 07.10.2002 г. и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года № 531 и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) и ратифицированной постановлением ВС РК от 31 марта 1993 года № 2055-XII, предусматривают, что она заключена между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Кишиневской конвенции термин «гражданские дела», употребляемый в Конвенции, включает в себя также дела, касающиеся разрешения экономических споров.
Статьей 12 Кишиневской конвенции и статьей 13 Минской конвенции предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Указанная позиция подтверждается также перечнем (ст. 5 Кишиневской конвенции) центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений. В целях реализации ст. 5 Кишиневской конвенции Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2004 года № 1453 определен перечень центральных и иных государственных органов Республики Казахстан, уполномоченных на выполнение положений указанной Конвенции. При этом указанный перечень включает: Министерство юстиции Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан - по запросам государственных органов и ходатайствам граждан, связанным с выплатой задолженности юридическими лицами, в отношении которых возбуждено конкурсное производство об их несостоятельности, Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).
На основании вышеизложенного считаем, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям.
Таким образом, налогоплательщик (налоговый агент) не вправе применять положения статей 212 - 215 Налогового кодекса на основании сертификата резидентства, без проведения соответствующей легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При этом в соответствии с п.5 ст. 219 Налогового кодекса в случае, если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок.
Исходя из вышеуказанного положения Налогового кодекса, Налоговым комитетом МФ РК в целях упрощения процедуры применения сертификата резидентства в августе 2013 г. направлены проекты Меморандумов о взаимопонимании касательно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения в государства-члены Содружества Независимых Государств, на которые распространяется действие Гаагской конвенции (Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Азербайджан, Республику Армения, Грузию, Кыргызскую Республику, Республику Узбекистан, Украина). В указанных проектах Меморандумов предлагается признание резидентства производить на основании оригинала или нотариально засвидетельствованной иностранным нотариусом копии документа, подтверждающего резидентство, без проведения процедуры легализации такого документа.
В ответ на указанное письмо НК МФ РК Федеральная Налоговая служба Российской Федерации выразила позицию, что придерживается позиции о неприменении положений Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям и неприемлемости для Российской Федерации урегулирования вопроса путем заключения Меморандума. В связи с чем, ФНС РФ внесла предложение об урегулировании вопроса порядка применения сертификата резидентства путем заключения Протокола о внесении изменений и дополнений в Конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. В настоящее время Министерством финансов Республики Казахстан проводится работа по организации переговоров с Министерством финансов Российской Федерации по дополнению вышеназванной Конвенции нормой о взаимном признании документа, подтверждающего резидентство, в оригинале или нотариально засвидетельствованной иностранным нотариусом копии документа, без легализации подписи и печати органа, выдавшего и за верившего данный документ.
Аналогично Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь выразило позицию о нераспространении положений Кишиневской конвенции к налоговым правоотношениям и необходимости решения вопроса путем заключения Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. В связи с чем, в ноябре т.г. с Республикой Беларусь проведен первый раунд переговоров по внесению изменений и дополнений в вышеназванное Соглашение, в ходе которого достигнута договоренность о включении в указанный Протокол нормы о взаимном признании документа, подтверждающего резидентство, в оригинале без легализации подписи и печати органа, выдавшего и заверившего данный документ. Следует отметить, что Республика Беларусь в целях применения Соглашения применяет только оригиналы документов, подтверждающих резиденство.
В настоящее время текст проекта Меморандума с Республикой Армения прошел внутригосударственное согласование в Армении и находится на внутриведомственном согласовании в Республике Казахстан.
В Украине проект Меморандума находится на согласовании в Министерстве юстиции Украины.
При этом от Налоговых служб Республики Узбекистан и Республики Азербайджан получены ответы относительно применения в указанных странах положений Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям. В связи с чем, НК МФ РК будет продолжена работа с налоговыми службами указанных государств по вопросу порядка легализации документов, подтверждающих резидентство.
28 декабря т.г. получен ответ от Министерства экономики Кыргызской Республики, в котором указанным министерством выражается готовность заключения Меморандума. В связи с чем, с Кыргызской Республикой будет продолжена работа в данном направлении.
Ответ от налоговой службы Грузии до сегодняшнего дня не получен.
Заместитель Председателя
Налогового комитета Министерства финансов
Республики Казахстан Т. Ботаканова
Комментарий Ассоциации
В связи с этим складывается интересная ситуация. Формально, заняв такую позицию, НК должен потребовать от налогоплательщиков, применявших конвенции по неапостилированным документам, пересчета и доплаты налога за последние 5 лет. Очень вероятно, что это вызовет волну негодования со стороны налогоплательщиков. Хорошо, что ведется работа для отмены необходимости легализации в будущем, но, к сожалению, в письме нет ничего о дальнейших действиях по прошедшим периодам. И чего теперь ждать?