Франшиза (договор франчайзинга или коммерческой концессии)
Прежде всего следует сказать, что понятие «Франшиза» в российском праве не содержится. В гражданском законодательстве раскрывается понятие договора коммерческой концессии.
Существенным условием договора является предоставление права на использование товарного знака / знака обслуживания. Если в предмете договора это не будет отражено (например, у компании нет товарного знака или знака обслуживания), такой договор не будет являться коммерческой концессией. Даже при условии передачи исключительных прав, к примеру, коммерческого обозначения, секрета производства (ноу-хау).
Договор коммерческой концессии не подлежит государственной регистрации в Роспатенте. Регистрации подлежит предоставление права использования комплекса исключительных прав.
При выборе франшизы помните: у обладателя франшизы нет цели обогатить вас. Прежде всего это делается, чтобы компания – правообладатель сама могла извлекать прибыль. Поэтому следует внимательнейшим образом отнестись к изучению предоставленного к подписанию договора, обратившись к юристу ДО его подписания, а не после!
Из условий договора, в том числе, можно понять, насколько компания, предоставляющая франшизу, является добросовестной.
Случай из практики
К нам обратился клиент с запросом вернуть вложенные во франшизу денежные средства. По его мнению, условия договора правообладателем были существенно нарушены. Франшиза не приносила тех объемов прибыли, которые были заявлены в договоре; не предоставлено количество сотрудников, предусмотренных договором; не проведено обучение сотрудников пользователя навыкам продаж; программа, предоставленная правообладателем, работала с перебоями.
После изучения условий договора выяснилось, что пользователь должен выполнять огромное количество обязанностей, чтобы выйти на уровень прибыли, заявленный в договоре.
В разговоре пользователь сообщил, что договорные обязательства не исполнял, так как считал это формальностью. Он полагал, что всё за него будет делать правообладатель.
Мы изучили судебную практику в отношении данного правообладателя. Оказалось, что все инициированные пользователями судебные процессы с требованием взыскать денежные средства с правообладателя закончились отказом в удовлетворении исковых требований.
Договор в этом примере был составлен таким образом, чтобы обязательства со стороны пользователя невозможно было исполнить. Пользователи, предполагая, что требования договора носят формальный характер, никаких обязательств не исполняли. В результате суды становились на сторону правообладателя и отказывали в иске.
На рынке франшиз, безусловно, есть и добросовестные компании, которым важно продвижение своего бренда. В этом случае компании – правообладатели действительно помогают наладить бизнес-процессы, обучить персонал, консультируют по поиску и оформлению помещений.
Если вы решили вложить свои деньги во франшизу, настойчиво рекомендуем обратиться к юристам для составления или анализа договора коммерческой концессии, а также для проверки правообладателя.
Компания «Право и Слово» готова оказать помощь и юридическое сопровождение при заключении договора коммерческой концессии.