Девять типичных клиентских страхов при работе с юристом
1. Потеря документов
Клиентам кажется, что единственная цель нашей работы – отобрать у него документ, а дальше кровожадно его потерять. Если не удастся потерять, можно в крайнем случае выбросить или, если совсем не хочется напрягаться, сложить в дальнюю папку и убрать в дальний угол. Причем, тут действует закономерность: чем проще получить дубликат такого документа, тем больше клиент боится за его судьбу…
Кстати, перед всеми курьерскими службами стоят те же задачи по потере документа. Отсюда вытекают и запросы на поездки в стиле «а ля труа» в государственный орган: клиент, его документ и юрист. Документ не должен покидать своего хозяина, в крайнем случае, должен всегда находиться в поле зрения и на расстоянии вытянутой руки.
2. Сговор
На вопрос судьи: «Мнение стороны?», юрист ответил: «Не возражаю». Если твой представитель не возражает, значит он заодно: заодно с судом, оппонентом, обстоятельствами, которые сложились против клиента…
3. Опять сговор
Отсюда вытекает страх третий: сговор с другой стороной. Ты здороваешься с представителем другой стороны, еще хуже, с самой другой стороной?? Ты им улыбаешься и перекидываешься легкими фразами о ходе развития процесса? Ты им звонил??? Сговор, однозначно. Непонятны пока ни мотивы, ни финансовая составляющая, но тень хмурого сомнения уже заползла в незамутненную доселе исками душу клиента и придется приложить-таки усилия, чтобы эти сомнения оттуда выгнать.
4. Судья против нас
Судья нахмурился, промолчал, резко задал вопрос, резко прервал, отклонил ходатайство – все это может значить только одно: судья уже принял решение не в нашу пользу. Кстати, слишком ласковый судья, наоборот, вызывает эйфорию, с которой работать еще сложнее. Из этого вытекает пятый страх.
5. Судья куплен
Сложность и цена иска не имеют значения. Если иск совсем без цены – тоже неважно. Судья уже куплен или хочет, чтобы его купили. Нужно непременно тоже «решить вопрос». На вопрос: «Как вы себе это представляете?», клиент обычно тушуется, потому что сам ЭТО как раз никак и не представляет. Но вопрос хороший, мы бы назвали его «отрезвляющим».
6. Юрист оказался так себе юристом
Юрист не рвет на себе и оппоненте волосы, рубашку, не заносит на бумагу все душераздирающие и очень важные для суда! почти интимные подробности жизни клиента? Очевидно, этот юрист не радеет за дело, потому что это дело НЕ ЕГО! Он не пропускается его через себя, он - формалист, который раз за разом отвергает все интереснейшие наработки клиента, с таким трудом собранную доказательственную базу, пропускает пикантнейшие нюансы, которые, без сомнения, могли бы навсегда склонить чашу судейских весов в его пользу.
7. Нет свидетельства на собственность – нет собственности
Этот страх носит необъяснимо иррациональный характер. У нас был случай, когда звонила проконсультироваться дама, обнаружившая в квартире своего брата отсутствие документов на его квартиру. Она страстно хотела обратиться в полицию по факту воровства брата у себя этих документов, считая, что их отсутствие повлечет за собой драматичные для всей семьи последствия в виде потери квартиры. Как именно можно «потерять» квартиру, потеряв документы, дама объяснить затруднилась. Мы тоже, кстати, пока не знаем…
8. Нежелание быть истцом/ответчиком
Тот, кто непременно хочет быть истцом, звонит юристу в ночь и требует немедленно составить и с утра подать исковое заявление, заняв очередь первым в судейскую канцелярию. На вопрос: «Что это меняет?» следует простой и лаконичный ответ: «Я хочу быть первым». Обычно после этого юристу уже сказать нечего…
Тот, кто хочет быть ответчиком, бесконечно тянет с началом судебного разбирательства даже в тупиковой для миролюбивого разрешения ситуации. Он выжидает… Видимо, у слова «ответчик» есть второй смысл – «жертва», а сценарий жертвы бывает весьма привлекателен.
9. Я – уже сам себе юрист
Поэтому: за что я плачу деньги? Такие клиенты – уже чудо как клиенты: они знают назубок кодекс (какой-то), называют оттуда номера статей (без названия самих статей), они знакомятся с делом чаще своего представителя, а на протокол каждого судебного заседания требуют подать замечания: «Я же сказал, что он/она врет, а в протоколе этого нет», «Здесь судья вздохнул, а в протоколе это не отражено».
В какой-то момент они непременно захотят сменить юриста, который не разделяет их пыл, не генерит идей, не заваливает суд кипой ходатайств, заявлений, уточненных заявлений, письменных пояснений, дополнений к пояснениям, уточнений к дополнению к пояснениям…
Неотвратимо наступает момент, когда такой клиент начинает консультироваться еще в десяти других местах в поисках свежих идей, документов и юристов. Новому юристу повезет, если дело закончится через несколько месяцев. Если же нет, клиент побежит опять. Его может остановить только ненадежное финансовое состояние. Если же в этом проблем нет, такой клиент начнет привлекать новых юристов. Если все эти юристы между собой не сработаются (что очень вероятно, ведь до этого клиента они даже не подозревали о существовании друг друга), то начинается чехарда: один документ составляет несколько человек, потом клиент сравнивает редакции, вносит коррективы, компонует окончательный вариант, и юристу с максимальным лимитом доверия поручается все это торжественно зачитать в суде. В результате юристы, этим доверием обделенные, начинают терять интерес к делу и к клиенту…
Все клиенты, конечно, разные. С кем-то работается легко и продуктивно, с кем-то занудно или муторно. Эффективным решением проблемы экономии своего и чужого времени, на наш взгляд, является почасовая оплата времени юриста, что практикуется в европейских странах, но, к сожалению, не у нас. У нас клиент платит за результат, а не за потраченное на достижение результата время, поэтому зачастую это время совсем не ценит…